Роликоподшипники
Один из основных элементов различных узлов и механизмов в машиностроительной отрасли и приборостроении – это роликоподшипник. Они используется везде, где предполагается перемещение элементов относительно друг друга. Основная функция роликоподшипника заключается в снижении трения и, тем самым, износа.
Самые простые изделия выполнены из трех частей:
- тело качения;
- сепаратор;
- внутреннее и наружное кольца.
Гладкая поверхность позволяет значительно сократить трение при осевой и радиальной нагрузке на отдельные элементы механизма. Современные роликоподшипники имеют большое количество модификаций и типоразмеров. Они надежны, имеют длительный срок эксплуатации и способны переносить большие нагрузки. Благодаря этим качествам изделия являются одной из основных деталей в машиностроении.
Производством роликоподшипников занимаются отечественные и зарубежные предприятия. За счет улучшенных качественных характеристик на российском рынке большим спросом пользуется импортная продукция.
Виды роликоподшипников
Цилиндрические
Сегодня выделяют роликоподшипники конического и цилиндрического типа. Цилиндрические применяются как детали качения роликов цилиндрического вида, находящихся в сепараторах на основе разнообразных материалов. Их основная функция заключается в придании значительных нагрузок радиального типа при условии бездействия осевых нагрузок.
Роликоподшипники отличает вдвое большая несущая способность относительно шариковых механизмов такого же типоразмера. Это объясняется динамическим взаимодействием между дорожками качения и отдельными элементами. Сфера применения роликоподшипников цилиндрического типа:
- электроприводы большой мощности;
- гильотины;
- насосные агрегаты и станции;
- высокомощные редукторы;
- осевые буксы железнодорожных платформ;
- вращающиеся части металлорежущих станков.
Конические
Особенностью конического роликоподшипника является расположение под определенным ракурсом относительно осевой линии механизма. Данный тип изделий находится под постоянным воздействием радиальных и осевых (комбинированных) сил.
Существуют различные модификации конических роликоподшипников, все они изготавливаются под конкретные эксплуатационные условия. Для максимальных и больших нагрузок применяются двухрядные модификации. Для ходовой части автомобиля используется специальный двурядный механизм, который точно подогнан под особенности трансмиссии.
Выделяют следующие виды конических роликоподшипников:
- двухрядные;
- специальные автомобильные двухрядные;
- однорядные.
Сфера применения изделий:
- механические косозубные передачи;
- ступицы промышленных и легковых машин;
- осевые буксы железнодорожных платформ.
Игольчатые роликоподшипники
Игольчатые упорные роликоподшипники относятся к числу особых видов подшипниковых узлов. Они способны воспринимать большие осевые нагрузки. При этом изделия нечувствительны к воздействиям ударного типа. Они обеспечивают достаточную жесткость и опору для валов при незначительных осевых габаритах.
Устройства одностороннего действия способны передавать нагрузки в одном направлении. Модификации, снабженные сепаратором постоянной формы, обеспечивают удерживание игольчатых роликов при надежном качении.
Разноразмерность диаметра в комплектах игольчатых роликоподшипников довольно малая. Их цилиндрические поверхности отличаются характерным скруглением в области торцов. Это обеспечивает равномерность в распределении нагрузок и позволяет сократить величину кромочных напряжений.
Когда сопряженные детали невозможно использовать в качестве поверхности качения, то используются специальные упорные кольца.